Если спросить потребителей, каким должно быть молоко, большинство ответят: свежим, натуральным, вкусным, домашним. Именно на эти критерии украинцы обращают внимание в первую очередь при покупке. Но может ли свежий и натуральный продукт считаться качественным, если был получен, например, от больного животного? К сожалению, простых украинцев легко ввести в заблуждение. Поэтому важно очень четко сформулировать критерии оценки качества молока, которые будут понятны как потребителям, так и производителям. На первый план должна выйти чистота продукта и три ее основные составляющие: здоровье коров, отсутствие добавок и правильный температурный режим.
Так получилось, что ТЕСТ исследует молоко и молочные продукты больше чем все остальные. Но и вопросов по качеству и безопасности такой продукции всегда много. Причем как вполне обоснованных, так и мифических, взятых читателями из сети Интернет и непонятно для чего составленных страшилок.
Мы решили запустить отдельный проект, посвященный именно молоку (и молочным продуктам из него) и дающий нашим потребителям надежу или даже уверенность в том, что он приобретает действительно хорошее, "чистое" молоко! В качестве ключевых тезисов, от которых мы отталкиваемся при исследовании молока такие:
№1. Здоровые коровы
Чистое молоко – может быть только от здоровых коров.
При этом очень важно, чтобы производитель добросовестно (а не только для "галочки") контролировал здоровье коров. У крупных производителей таких возможностей больше, к тому же они все время на виду и дорожат репутаций.
Приобретая базарное молоко ("у бабушки"), есть вероятность, что вы купите молоко от больной коровы, либо от коровы, которую лечили, но при этом антибиотики или другие лекарства остались в организме животного и таким образом попали в молоко.
Теоретически все коровы в стране должны контролироваться ветеринаром и иметь соответствующие документы. Практически, для хозяина одной коровы это довольно дорогое удовольствие и реально обеспечить постоянный контроль могут только фермерские хозяйства поставляющие молоко для крупных изготовителей. Двойной контроль (на ферме и на производстве) позволяет значительно надежнее контролировать качество сырья, которое во многом зависит от здоровья коровы.
№2. Без добавок
Чистое молоко – должно оставаться чистым.
Как показывают результаты разных тестирований, в молоко могут добавлять: растительный жир (вместо молочного, таким образом, можно значительно сэкономить), воду (покупая молоко с рук, продавец может искусственно увеличить объем), соду, антибиотики и аммиак (чтобы молоко дольше не прокисало).
Любые добавки немолочного происхождения сводят на нет все достоинства от пользы молока. Вариантов фальсификации или просто попыток продлить "жизнь" молока заведомо обманным способом, множество. Но кто пользуется этими методами? Те, кто думает, что его не поймают потому что мало кто обращает внимание на маленького производителя или тем более частное хозяйство, состоящее из одной-двух коров.
Крупные производители всегда на виду, попытка обмануть потребителей может обойтись им слишком дорого. Шансов иметь с ними проблемы у покупателей значительно меньше.
№3. Температурный режим сохранен
Чтобы молоко сохранило все свои полезные свойства и не скисало, его необходимо охлаждать на протяжении всего процесса производства. Поэтому ответственные производители охлаждают молоко практически сразу после надоя. А также во время транспортировки (специальные молоковозы), производства, доставки и хранения вплоть до покупки конечным покупателем.
Все знают, что от коровы молоко получаем теплым. Но в данном случае тепло это плохо, потому что оно создает слишком хорошие условия для роста болезнетворных бактерий. Поэтому чем быстрее молоко будет охлаждено и в таком состоянии доведено до покупателя, тем лучше. Конечно с учетом технологической необходимости в пастеризации, обеспечивающей нас безопасным и при этом очень полезным продуктом.
Выведя вышеназванные 3 критерия и проверив молоко по множеству параметров (см. таблицы ниже), мы делаем вывод: "Чистоту сохранено" или нет. По-настоящему чистое молоко (или молочный продукт) получает новый знак, разработанный нами.