Тест: автолампы. Светим недалеко и неправильно! | 15.02.11 |
|
| Все автомобилисты знают, что безопасность движения напрямую зависит от освещенности дороги. В отличие от обычных ламп, автомобильные лампы устроены так, что они освещают дорогу в разных направлениях по-разному. Ведь автолампа должна не просто ярко освещать дорогу, но и не слепить своим светом водителей встречных и попутных автомобилей. Поэтому к автолампам требование "чем ярче, тем лучше" слепо применять нельзя. Понятие фара и лампа неразделима. Но фара для одного и того же автомобиля понятие неизменное, а вот лампу для фары покупает сам водитель и регулярно меняет. Чтобы помочь водителям в выборе, мы протестировали 10 ламп головного света Н4 различных производителей. Для тестирования мы взяли так называемые обычные лампочки, но не забыли о лампочках, обещающих повышенную освещенность по сравнению с обычными. В тесте это Philips X-treme Power, Osram Night Breaker и General Electric |
Лампы стандарта Н4 – это автомобильные лампочки с двумя нитями накаливания, т.е. в одной колбе расположены нить как ближнего, так и дальнего света. Минусом такой лампы в том, что при перегорании одной из нитей, приходится менять всю лампу. Плюс такой конструкции есть, прежде всего, для автопроизводителей, поскольку такой подход позволяет уменьшить расходы.
|
Световой поток. В первую очередь качество горения лампы определяется световым потоком. Эта величина показывает полное количество света, излучаемое данным источником. При ближнем свете лампы должны обеспечивать 1000 лм ±15%, при дальнем свете - 1650 лм ±15%. Он измеряется в специальном шаре (фото слева), а точность освещения с помощью специально устроенного коридора с фотоприёмником в конце (фото справа).
В отличие от прошлого тестирования (2009 г.) не все лампы справились с этим экзаменом. Так чешский Teslamp потянул на 848,9 лм, лишь слегка не дотянув до минимального требования, а вот Raybrig (по словам продавцов корейский представитель) показал всего лишь 522 лм, что не лезет ни в какие ворота. Какой на самом деле световой поток дают автолампы, хорошо видно на диаграмме (рис. 1). Не дотянул до нормы и Krypton World Light – 779,4 лм. |
|
Также проверили освещенность при дальнем свете. Кажется, что здесь принцип довольно простой, чем больше освещенность - тем лучше, поскольку использование дальнего света рекомендовано только при отсутствии других автомобилей, которым вы можете создать проблему. Мы замерили максимальную освещенность в самой яркой точке и даже при этих "вольностях" Raybrig и Krypton World Light показали 859,5 лм и 1072,6 лм соответственно (см. диаграмму). Причем первый показал при дальнем свете чуть большую цифру, чем минимальный показатель при ближнем. Как вы понимаете, с такими лампами ваш путь на ночной дороге будет небезопасным.
Именно световой поток и покажет, насколько лампа лучше освещает дорогу по сравнению с другими. Помимо ламп, которые вообще не прошли допустимый порог, достаточно низкие показатели у лампочек Walzer, Osram Nighr Breaker +90 и Tungsram. При обещанных дополнительных 90%, показатели Osram Night Breaker выглядят неубедительно.
Самые высокие данные по световому потоку демонстрирую оба образца Philips и General Electric, также обещающий увеличение потока на 60%.
Освещенность. (по ГОСТ 3544-75 "Фары дальнего и ближнего света автомобилей"). Ближний свет в этом отношении более важен. Мы проверяли освещенность при ближнем свете в 4 точках (см. рисунок №2 ниже):
• в точке ослепления впереди идущей машины через зеркало заднего вида (Н) • в точке ослепления встречного транспорта (В50L), норма - не более 0,4 лк • в точке освещения правой части дороги, верхняя зона (75R), норма – не менее 12 лк; • в точке освещения правой части дороги, нижняя зона (50R), норма – не менее 12 лк.
Понятие освещенности дороги вещь достаточно сложная. Понятно, что чем лучше освещена дорога, тем лучше вы будете ее видеть и соответственно более оперативно принимать решение. Однако здесь очень важно не забывать, что вы не один на дороге. Поэтому, освещая, вы не должны слепить. Конструкция ламп (геометрия) и их установка в фаре создаются таким образом, чтобы, обеспечив максимальное освещение жизненно важных участков пути, вы не ослепили как встречную машину, так и впереди идущую машину.
Для этого в нормах (см. рис. 2) обозначены зоны, и зона III как раз и отвечает за ослепление других участников движения, здесь освещенность должна быть не более 0,7 люкса. Точка Н находится на границе этой зоны и попадает как раз на зеркало заднего вида впереди идущей машины (естественно, если она едет точно перед вами).
Зона II является самой освещенной, в ней находятся 2 точки из 4 проверенных нами (75R и 50R). Как, наверное, автомобилисты замечали, от центра освещенность поднимается вверх примерно под углом 150, обеспечивая лучшую освещенность обочины. В этой зоне уровень света должен быть не менее 12 люкс. Т.е. чем ярче, тем лучше.
Зона I имеет уже ограничения, ее освещенность должна составлять не более чем в точке 50R, умноженной на 2.
Зона IV должна быть освещена не менее чем 3 люкс.
Конструкция фар автомобиля рассчитана таким образом, чтобы свет из левой и правой фары накладывался и составлял единую картину.
Точка Н, являющаяся точкой отсчета для установления других точек замеров, достаточно условна, но должна находиться на границе зоны III с освещенность не более 0,7 люкса. Именно с нее и начинается видимый подъем вправо.
Увы, создать именно такое, правильное распределение освещенности удалось далеко не всем протестированным лампам. Дело в том, что автомобильная лампа – не простое "сооружение" из множества элементов. От того, насколько правильно исполнены и размещены элементы относительно друг друга, зависит распределение освещенности. Ошибки и недочеты в конструкции лампы приводят к тому, что освещенность в контрольных точках "не попадает" в предусмотренные требования.
Время отработки - ресурс. Одна из самых важных характеристик для потребителя. Ведь хорошая автолампа – не дешевый товар, и хотелось, чтобы она отработала потраченные деньги, т.е. прослужила (просветила) требуемое количество часов. На самом деле, срок службы ламп Н4 согласно нормам не такой уж и большой, всего 450 часов. Для сравнения обычная бытовая лампочка накаливания должна прослужить 1000 часов, а энергосберегающие до 12000. Испытания автоламп проводят при слегка увеличенном напряжении (на 10%) для ускорения отработки ламп.
|
Лампы, заявляющие повышенную мощность освещения, по идее и служить должны меньше, поскольку у них может быстрее выработаться ресурс спирали. Здесь надо отметить ну очень своеобразную маркировку на лампе Osram Night Breaker (см. фото, где изображены циферблаты), только изучив автомобильный форум, можно было понять, что означает этот рисунок. Мы, конечно, понимаем производителя, который не хочет прямо указывать, что ресурс этой модели в два раза короче обычной лампы, но надо же и потребителя уважать. С учетом этого объяснимо перегорание одной из ламп на 59,3% срока жизни, хотя вторая отработала свой ресурс.
При этом у Philips X-treme Power обе лампы отработали ресурс, а у General Electric одна из ламп комплекта не зажглась изначально. С учетом того, что при покупке проверку осуществить невозможно, то придется осуществлять возврат, что не облегчает жизнь покупателю. |
У модели Krypton World Light схожая ситуация, одна лампа не зажглась (что самое интересное, спираль абсолютно целая, обрыв был внутри корпуса, т.е. чисто заводской брак), вторая полностью отработала ресурс.
У остальных моделей лампы полностью проработали необходимый ресурс своей жизни.
Мощность автомобильной лампы при ближнем свете не должна превышать 68 Вт, при дальнем свете – не более 75 Вт. Превышения по мощности обнаружено не было.
Мы не проводили специальных замеров правильности геометрии ламп, т.е. точности изготовления, но во время испытаний заметили, что у одной из ламп Walzer явно нарушена геометрия расположения колбы, угол крепления колб вокруг своей оси явно отличается от остальных ламп (см. фото ниже).
Маркировка и Упаковка Для идентификации автоламп, в мире была создана универсальная маркировка, которая обозначает как тип ламп, так и место их утверждения (признания). Этот документ называется "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения ламп накаливания, предназначенных для использования в официально утвержденных фарах механических транспортных средств и их прицепов" (ДСТУ UN/ECE R 37-03:2002, правила ЕЭК ООН №37-03:1992, IDT)
На данном рисунке (рис. 8) приведен вид спереди и обязательные надписи, которые в порядке очередности по часовой стрелке означают:
|
- производитель, точнее компания, подавшая заявку на официальное утверждение
- категория ламп, в данном случае двухнитиевая лампочка стандарта Н4
- номинальное напряжение использования
- номинальная мощность основной/вспомогательной нити
- в усеченном круге обозначение страны выдавшей официальное утверждение (см. список стран ниже)
- номер официального утверждения
- U - означает галогенная лампа
|
Номера стран, предоставляющие официальные утверждения (номер стоит после буквы Е):
1. Германия 2. Франция 3. Италия 4. Нидерланды 5. Швеция 6. Бельгия 7. Венгрия 8. Чешская Республика 9. Испания 10. Югославия 11. Великобритания 12. Австрия 13. Люксембург 14. Швейцария 15. не присвоен |
16. Норвегия 17. Финляндия 18. Дания 19. Румыния 20. Польша 21. Португалия 22. Россия 23. Греция 24. Ирландия 25. Хорватия 26. Словения 27. Словакия 28. Беларусь 29. Эстония 30. не присвоен |
31. Босния и Герцеговина 32. Латвия 33. не присвоен 34. Болгария 35. не присвоен 36. не присвоен 37. Турция 38. не присвоен 39. не присвоен 40. Республика Македония 41. не присвоен 42. ЕС 43. Япония 44. не присвоен 45. Австралия |
46. Украина 47. Южная Африка |
С точки зрения информативности маркировки, как на самой лампе, так и на упаковке замечания есть ко всем тестируемым образцам. Непонятно чем руководствуются производители автоламп, но точно не заботой о своих покупателях. Правильная маркировка обеспечивает грамотный выбор и как следствие безопасность на дороге.
Одна из самых "оригинальных" маркировок у ламп Krypton World Light. Кроме того, что нет изготовителя, так еще на коробке указана марка Krypton, а на цоколе самой лампы World Light. Что делает надпись Xenon на упаковке непонятно, складывается впечатление что производитель хотел написать какие-то умные слова, которые он знает. Куча иероглифов, которые, как вы понимаете, нашему потребителю ни о чем не говорят.
|
|
|
зачем вообще привозить на наш рынок такую продукцию непонятно. Это помимо того, что с такой маркировкой она вообще не должна продаваться |
К сожалению ни на одной из ламп не указала ни данные по световому потоку, ни температуру света. А это весьма практичная информация для пользователей. Маркировка обычных бытовых энергосберегающих лампочек намного более понятная и доступная.
Мы считаем, что отсутствие такой нужной и полезной информации заслуживает только "плохих" и "очень плохих" оценок.
Лампы Osram, Philips X-treme Power, Raybrig, Krypton и General Electric упакованы парами в пластиковые или картонные коробочки.
Остальные лампы упакованы в простые картонные коробочки, не имеющие никакой защиты при хранении.
Цена и качество |
|
По ценам – вы не поверите, но по сравнению с 2009 годом, автолампы подешевели.
У ламп с улучшенными световыми характеристиками наибольшее снижение цены у Philips X-treme Power, с 350 грн. до 212 за пару. Здесь цена оправдана качеством: характеристики очень неплохие, общая оценка "отлично". Osram Night Breaker также подешевел – 134 грн. против 250 в 2009 г. Но свои обещанные показатели он не оправдывает – общая оценка "удовлетворительно".
Третий представитель "улучшенных характеристик" General Electric получил общую оценку "плохо" за перегорание и выход за приемлемые показатели в освещенности при ближнем свете.
Если вы просто хотите иметь самую простую автомобильную лампу без излишеств, то можно выбрать Philips Premium или Osram Original. При общей оценке "хорошо" они имеют вполне доступные цены – 49 и 41 грн. соответственно. Последняя модель к тому же самая недорогая в нашем тестировании.
Еще один "хорошист" (Tungsram) стоит уже 80 грн., а представители "плохих" оценок стоят: 56 грн. Walzer, Teslamp и Raybrig по 80 грн. и Krypton стоит 100 грн. |
Центр Экспертиз ТЕСТ, тест автоламп головного света H4 12V 60/55W |
|
|
|
|
|
|
|
с увеличенным световым потоком |
с стандартным световым потоком |
Марка)1 |
PHILIPS X-treme Power +80% |
OSRAM Night Breaker +90% |
General Electric Megalight plus 60% |
PHILIPS Premium |
OSRAM Original |
Производитель, страна производства |
Philips / Германия |
Osram / Германия |
GE Hungary Rt. / Венгрия |
Philips / Германия или Франция |
Osram / Германия |
цена за 2 шт./, грн )2 |
212,15 |
134,70 |
158,00 |
49,10 |
41,36 |
Общая оценка (100%) |
отлично |
удовл. |
плохо |
хорошо |
хорошо |
Маркировка (15%) |
очень плохо |
очень плохо |
очень плохо |
очень плохо |
очень плохо |
Упаковка (5%) |
отлично |
отлично |
отлично |
хорошо |
отлично |
Технические испытания 80% |
с замечаниями |
с замечаниями |
с существенными замечаниями |
с замечаниями |
с замечаниями |
Световой поток, лм |
ближний свет (850-1150) |
1110,3 |
940,2 |
1036,8 |
1022,4 |
1014,5 |
дальний свет (1402,5-1897,5) |
1605,7 |
1608 |
1777 |
1741,5 |
1537,3 |
Время отработки (ресурс) |
ближний свет, 81 ч |
не перегорела |
не перегорела |
одна лампа не включилась изначально )*, вторая отработала ресурс |
не перегорела |
не перегорела |
дальний свет, 40,5 ч |
не перегорела |
перегорела на 59,3% )4 |
не перегорела |
не перегорела |
Мощность, Вт |
ближний свет |
67,32 |
67,65 )3 |
59,4 |
61,38 |
66,66 |
дальний свет |
70,62 |
77,52 |
69,96 |
71,28 |
79,32 )3 |
Освещенность в ближнем свете, люкс |
в точке ослепления впереди идущей машины через зеркало заднего вида (Н) |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
в точке ослепления встречного транспорта (В50L) н.б.0,4 |
0,49 |
0,54 |
0,53 |
0,45 |
0,4 |
в точке освещения правой части дороги, верхняя зона (75R) н.м.12 |
9 |
2,7 |
6 |
2,4 |
3 |
в точке освещения правой части дороги, нижняя зона (50R) н.м.12 |
12,08 |
14 |
13,1 |
10,2 |
10,75 |
Освещенность в дальнем свете, люкс |
52 |
39,7 |
43 |
41,7 |
43,5 |
Шкала оценок |
Результаты тестирования касаются только образцов, участвовавших в тесте. Мы не отслеживаем дальнейшие изменения продукта. |
отлично |
1) - марки расставлены по оценкам по убыванию, при совпадении оценок - по алфавиту |
хорошо |
2) - цены указаны на момент закупки образцов, сентябрь 2010г. |
удовлетворительно |
3) - лампы имеют разные мощности, указана средняя |
плохо |
4) - довольно своеобразная маркировка относительно срока жизни лампы позволяет сказать, что это перегорание для этих ламп нормальное явление |
очень плохо |
*) - привело к снижению общей оценки |
Центр Экспертиз ТЕСТ, тест автоламп головного света H4 12V 60/55W |
|
|
|
|
|
|
|
с стандартным световым потоком |
Марка)1 |
TUNGSRAM |
Walzer |
KRYPTON World Light |
RAYBRIG Metal white |
TESLAMP |
Производитель, страна производства |
GE Hungary Rt. / Венгрия |
Walzer / Китай |
не указан / Корея |
не данных на доступном языке |
Teslamp / Чехия |
цена за 2 шт./, грн )2 |
80,00 |
56,00 |
100,00 |
80,00 |
80,00 |
Общая оценка (100%) |
хорошо |
плохо |
очень плохо |
очень плохо |
очень плохо |
Маркировка (15%) |
очень плохо |
очень плохо |
очень плохо |
очень плохо |
плохо |
Упаковка (5%) |
хорошо |
отлично |
отлично |
отлично |
хорошо |
Технические испытания 80% |
с замечаниями |
с замечаниями |
не соотв. |
не соотв. |
не соотв. |
Световой поток, лм |
ближний свет (850-1150) |
914,9 |
936,9 |
779,4 )* |
522 )* |
848,9 )* |
дальний свет (1402,5-1897,5) |
1599,3 |
1600,1 |
1072,6 )* |
859,5 )* |
1668,9 |
Время отработки (ресурс) |
ближний свет, 81 ч |
не перегорела |
не перегорела |
одна лампа не включилась изначально )*, вторая отработала ресурс |
не перегорела |
не перегорела |
дальний свет, 40,5 ч |
не перегорела |
не перегорела |
не перегорела |
не перегорела |
Мощность, Вт |
ближний свет |
66,33 )3 |
64,68 |
66 |
66,33 |
64,68 |
дальний свет |
70,62 )3 |
73,92 |
72,6 |
74,25 )3 |
74,25 )3 |
Освещенность в ближнем свете, люкс |
в точке ослепления впереди идущей машины через зеркало заднего вида (Н) |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
в точке ослепления встречного транспорта (В50L) н.б.0,4 |
0,47 |
0,5 |
0,51 |
0,51 |
0,5 |
в точке освещения правой части дороги, верхняя зона (75R) н.м.12 |
5 |
1,66 |
1,6 |
3,6 |
2,6 |
в точке освещения правой части дороги, нижняя зона (50R) н.м.12 |
8,95 |
3,6 |
2,03 |
5,59 |
12 |
Освещенность в дальнем свете, люкс |
53,2 |
50,5 |
24,8 |
47 |
40 |
Шкала оценок |
Результаты тестирования касаются только образцов, участвовавших в тесте. Мы не отслеживаем дальнейшие изменения продукта. |
отлично |
1) - марки расставлены по оценкам по убыванию, при совпадении оценок - по алфавиту |
хорошо |
2) - цены указаны на момент закупки образцов, сентябрь 2010г. |
удовлетворительно |
3) - лампы имеют разные мощности, указана средняя |
плохо |
4) - довольно своеобразная маркировка относительно срока жизни лампы позволяет сказать, что это перегорание для этих ламп нормальное явление |
очень плохо |
*) - привело к снижению общей оценки |
Где куплены образцы? |
|
- Эпицентр
- магазин Софит
- авторынок
|
За качество купленного товара перед потребителем отвечает не только изготовитель, но и продавец! |
ICRT - AUTO (№361)
Вкладення: |
|
Авторизація | |
| |
журнал без реклами "Довідник Споживача"
Корисні сайти | |
|
|