Контактная информация|Архив журнала|Организации потребителей|карта сайта|rss|сделать стартовой
 
 

test.org.ua

Центр Экспертиз ТЕСТ

Помогаем делать правильный выбор!

Украина, Киев / понедельник / 17.05.21
Тесты и исследованияПолезно знатьО молоке начистотуЗнак КачестваОплата
Все тесты: А-Я
Тест: тосолы (antifreeze). Тосол, антифриз или охлаждающая жидкость?25.01.07
Жидкости охлаждающие низкозамерзающие, они же Тосолы, они же антифризы, предназначены для охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Также они могут использоваться как рабочие жидкости в теплообменных аппаратах, однако, основное их "место работы" - автомобиль. Их называют по-разному, но всегда подразумевают одно и тоже. По своей сути это охлаждающие жидкости, так как охлаждают двигатель. В ГОСТ 28084-89 их именно так и называют. С другой стороны они предотвращают замерзание системы охлаждения з
Содержание:

Жидкости охлаждающие низкозамерзающие, они же Тосолы, они же антифризы, предназначены для охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Также они могут использоваться как рабочие жидкости в теплообменных аппаратах, однако, основное их "место работы" - автомобиль. Их называют по-разному, но всегда подразумевают одно и тоже. По своей сути это охлаждающие жидкости, так как охлаждают двигатель. В ГОСТ 28084-89 их именно так и называют. С другой стороны они предотвращают замерзание системы охлаждения зимой, что не менее важно. Отсюда и второе название "антифризы", позаимствованное из английского языка. Название же ТОСОЛ произошло от жидкости, разработанной отделом Технологии Органического Синтеза (отсюда ТОС) ГСНИИОХТ. Однако марка ТОСОЛ не была зарегистрирована, поэтому ее используют многие производители. Да и потребители используют это слово как нарицательное, не подразумевая какую-то конкретную торговую марку.

Наиболее отвечают требованиям "охладить и не замерзнуть" вода и водные растворы некоторых веществ. Преимущества обычной воды существенны. Она доступна, обладает высокой теплоемкостью, пожаровзрывобезопасна и нетоксична, что позволяет сливать отработанную воду без особых ограничений. Однако в наших климатических условиях она – не лучшая охлаждающая жидкость, так как даже несуровой зимой замерзнет, при этом, сильно увеличившись в объеме, да и закипает не при ах какой высокой температуре, выводя двигатель из строя, что особо огорчает автомобилистов летом в городских пробках. Еще один неприятный момент использования воды – накипь вездесущая, которая ухудшает теплоотвод и приводит к увеличению расхода топлива. Этого можно избежать, используя умягченную или дистиллированную воду или введением специальных веществ "антинакипинов". Что же касается водных растворов, то поначалу охлаждающие жидкости готовили на основе соли и глицерина, но каждый из них имел свои недостатки. Солевые растворы более коррозионно активны, чем вода, кроме того соль имеет склонность оседать при испарении воды. Прибавление глицерина также понижает температуру замерзания воды, однако такая смесь при отрицательных температурах становиться вязкая, что затрудняет ее прокачивание.

Современные охлаждающие жидкости представляют собой водные растворы этиленгликоля. Преимущество этиленгликоля в том, что температура его закипания составляет 1970С, что практически в 2 раза выше температуры закипания воды. Его растворы замерзают при более низких температурах, причем при замерзании в отличие от воды такая смесь не расширяется и не образует твердой сплошной массы, что не препятствует запуску двигателя. Но, как всегда, не без недостатков. Теплоемкость охлаждающих жидкостей ниже, чем воды. Этиленгликоль коррозионно активен и обладает склонностью к вспениванию, поэтому без специальных антикоррозионных и противопенных присадок не обойтись. Еще один минус этиленгликоля в его ядовитости. Он может проникать через кожные покровы, поэтому некоторые производители рекомендуют работать с антифризами в перчатках, но наиболее опасен при попадании внутрь через желудочно-кишечный тракт: 30-50мл являются смертельной дозой. Проблем добавляет и то, что это вещество не имеет запаха и обладает немного сладким вкусом.

ГОСТом 28084-89 предусмотрено три разновидности охлаждающих жидкостей. Первая ОЖ-К - это концентрат с массовой долей воды не более 5%. Эта жидкость в первоначальном виде не используется, а предназначена для разбавления водой. Две другие жидкости ОЖ-65 и ОЖ-40, которые начинают кристаллизоваться соответственно при -650С и -400С, используются без предварительного разбавления. Однако производители редко используют такую аббревиатуру, обычно на этикетках красуется Тосол-40, Тосол А-40, Тосол А-40М. Цифры обозначают все ту же температуру замерзания, а буковки "А" и "М" соответственно "автомобильный" и "модернизированный", по крайней мере, так их расшифровывали усовершенствователи первого Тосола. Считается, что срок службы Тосола А-40М составляет до трех лет эксплуатации автомобиля или 60 тыс.км пробега. Однако такой срок гарантируется только при условии поддержания в течение всего этого времени требуемой плотности охлаждающей жидкости. Кроме того, средняя рабочая температура в двигателе накладывает свой отпечаток: в южных районах охлаждающая жидкость стареет интенсивнее. Чем дольше работает антифриз, тем все больше увеличивается его склонность к пенообразованию, возрастает агрессивность к резине и способность вызывать коррозию металлов. Отсюда вывод: "тянуть" с заменой охлаждающей жидкости не стоит, при этом выбор должен быть за качественным, а не просто дешевым Тосолом. Надеемся, наш тест поможет в этом вопросе.

ТЕСТИРОВАНИЕ
Такая продукция как Тосолы – незаменимая вещь для водителя, причем как в теплое, так и холодное время года. С виду канистры не сильно отличаются, но как "не промахнуться" с тем, что внутри? Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили протестировать 11 марок охлаждающих жидкостей. Практически все они отечественного производства, исключение "Дзержинский" из России. В ходе тестирования была оценена маркировка и упаковка продукции, а также проведены лабораторные исследования. Все оценки и данные представлены в таблице.

Маркировка и Упаковка
Что не любят производители разной "химии" так это указывать состав своего продукта. Также не любят около "5кг" писать слово "масса". Странно обозначен температурный предел использования продукции "ЭкспоХим" и KAZAN: в названии значится ОЖ-40 ("ЭкспоХим") и "А-40М" (KAZAN), что подразумевает использование до -400С, а на этикетке написано до -300С. Такая же история с жидкостью "Магнум": в названии "АЛ-40", что наводит потребителя на мысль о -400С, а на этикетке обозначено до -250С. На упаковках "ШЗХР" и "Вамп" встречаются две температуры -400С и -420С. На этикетке "Укравтохим" вообще не обозначено, до какой температуры ее можно использовать. Охлаждающая жидкость "Дзержинский" привезена из России, координат представителя в Украине на ней нет. Маловато предостережений на "ЭкспоХим", да и нормативный документ, по которому изготовлено это средство, не обозначен. Производители "Аквилон" и KAZAN не уточнили условия хранения охлаждающей жидкости, а изготовители "ШЗХР" не потрудились обозначить дату производства своего средства. Хотелось бы от производителей, выпускающих далеко не безобидные средства более яркого нанесения знаков или слов "осторожно ядовитое".

Упаковка охлаждающих жидкостей, что ни есть самая классическая – пластиковые канистры. Только материал упаковки обозначен лишь на половине протестированной продукции. Есть и приятный момент – разметка по литрам на боковой грани упаковок "Укравтохим", "Дзержинский" (черточки без цифр), "ЭкспоХим", "Аквилон" и "Азмол". Также разметка имеется на упаковке "ШЗХР", но уже по миллилитрам.

Лабораторные исследования
В лаборатории у всех охлаждающих жидкостей была проверена плотность, фактическая температура замерзания, пенообразование, а также проверена коррозионная активность по отношению к различным металлам и набухание резины.

Плотность охлаждающих жидкостей протестированной категории "до -400С" должна находится в пределах от 1,065 до 1,085, г/см3. Замечаний по этому показателю не было.

Температура замерзания Тосолов имеет значение в зимний период. При использовании водопроводной воды, что частенько встречается, при даже не очень сильных морозах система охлаждения двигателя замерзнет. То же самое может случиться, если Тосол окажется не морозостойким. Однако надо отдать должное протестированным жидкостям: проверку холодом они выдержали стойко. Аккурат при -400С замерзают "Аквилон", "Вамп", "Дзержинский" и "ШЗХР". Проверку такой температурой выдержали "Экспо-Хим" и KAZAN, хотя на этикетке как предельная обозначена температура в -300С. Странно обозначили температурный предел в -250С производители жидкости "Магнум", хотя она замерзла с очень большим запасом, а именно при -550С. Также с запасом замерзают "Азмол", "Алтек" и "Леол". Вовсе не обозначили температуру замерзания производители жидкости "Укравтохим". Замерзла она при -300С, хотя в названии есть "А-40М", что явно наводит потребителя на мысль о замерзании средства при -400С. Поэтому оценка этого средства была снижена.

Коррозионная активность Тосолов, как упоминалось выше, кроется в их основе этиленгликоле и зависит от качества введенных добавок. Ее определяют по отношению к меди, латуни, стали, чугуну, алюминию и припою путем выдержки этих металлов и припоя в охлаждающей жидкости на протяжении 336 часов (14 суток) при температуре 8820С. Приятно, что протестированные образцы достаточно бережно относятся к металлам.

Пенообразование. Этот показатель включает в себя объем пены, который не должен превышать 30см3, и устойчивость пены, которая должна быть не более 3 с. Излишнее вспенивание Тосола резко ухудшает теплоотдачу, что способствует перегреву двигателя. Однако Тосолы из нашего теста излишним пенообразованием не грешат: все уложились в отведенные нормы.

Набухание резины. Резина является незаменимым материалом в автомобилестроении в первую очередь благодаря своей эластичности и способности поглощать вибрации и ударные нагрузки. Количество наименований резинотехнических изделий в конструкции автомобиля превышает 500. Конечно, только совсем малая их доля контактирует с охлаждающей жидкостью, но все же набухание резины также нормируемый для Тосолов показатель. Он не должен превышать 5%. Проверка по этому параметру также порадовала, так как замечаний не вызвал ни один из образцов.

Цена и качество
По качеству Тосолы оказались в большинстве своем качественными: из 11 протестированных образцов 8 получили оценку "отлично". Это марки "Азмол", "Аквилон", "Алтек", "Вамп", "Дзержинский", "Леол", "Магнум" и "ШЗХР". Общая оценка "хорошо" у двух охлаждающих жидкостей – KAZAN и "Экспо-Хим". Один ТОСОл – "Укравтохим" получил оценку "удовлетворительно" из-за температуры замерзания.

 

"СПРАВОЧНИК ПОТРЕБИТЕЛЯ" (НИЦ НПЭ "ТЕСТ"), тест охлаждающих жидкостей ТОСОЛ, январь, 2007г.
 


Марка)1 Азмол Аквилон Алтек Вамп
Наименование
(по данным производителя)
жидкость охлаждающая
Тосол-40
автожидкость охлаждающая антифриз Тосол А40М жидкость охлаждающая Тосол АЛ-40 жидкость охлаждающая низкозамерзающая New Тосол А-40
Производитель ОАО "Азмол", г.Бердянск/ Украина ООО "Аквилон, г.Киев/ Украина ДП "Автогазсистема", г. Харьков/ Украина ООО "Вамп", г.Черкассы/ Украина
Масса/Цена, грн)2 5кг/ 33,54 5кг/ 35,00 5кг/ 30,00 5кг/ 40,00
Срок/ условия хранения 3 года/ в закрытой таре 5 лет/ не указаны 5 лет/ в закрытой таре, не допускать попадания прямых солнечных лучей 5 лет/ в закрытой таре, не допускать попадания прямых солнечных лучей
Общая оценка (100%) отлично отлично отлично отлично
Маркировка (15%) отлично хорошо хорошо отлично
Упаковка (5%) отлично хорошо хорошо отлично
Лабораторные исследования отлично отлично отлично отлично
Плотность, норма 1,065-1,085, г/см3 1,085 1,07 1,084 1,07
Температура замерзания, заявлено/ фактически, 0С -40 / -58 -40 / -40 -40 / -56 -40 / -40
Коррозионная активность по отношению: отлично отлично отлично отлично
медь отлично отлично отлично отлично
латунь отлично отлично отлично отлично
сталь отлично отлично отлично хорошо
чугун отлично отлично хорошо отлично
алюминий отлично отлично отлично отлично
припой отлично хорошо отлично хорошо
Пенообразование в норме в норме в норме в норме
объем пены, не более 30см3 22 18 17 19
стойкость пены, не более 3с 1,8 1,7 1,5 1,7
Набухание резины, не более 5% 1 2 1 2
Шкала оценок Результаты тестирования касаются только образцов, участвовавших в тесте. Мы не отслеживаем дальнейшие изменения продукта.
отлично 1) - марки расставлены по оценкам по убыванию, при совпадении оценок - по алфавиту
хорошо 2) - цены указаны на момент закупки образцов, октябрь 2006г. 
удовлетворительно 3) - привело к снижению оценки
плохо        
очень плохо        

 

"СПРАВОЧНИК ПОТРЕБИТЕЛЯ" (НИЦ НПЭ "ТЕСТ"), тест охлаждающих жидкостей ТОСОЛ, январь, 2007г.
 



Марка)1 Дзержинский Леол Магнум ШЗХР
Наименование
(по данным производителя)
охлаждающая жидкость Тосол ТС автожидкость охлаждающая  Тосол А-40М жидкость охлаждающая Тосол АЛ-40 автожидкость охлаждающая  Тосол А-40М
Производитель ООО "Тосол-Синтез", г.Дзержинск/ Россия "Лебединский нефтемаслозавод", г.Лебедин/ Украина Филия "Автогазсистема", г.Харьков/ Украина на ОАО "ШЗХР" по  заказу "Тосол-Синтез-Химреактив", г.Шостка, Сумская обл.
Масса/Цена, грн)2 5кг/ 35,00 5кг/ 35,00 5кг/ 1кг/
Срок/ условия хранения 5 лет/ беречь от попадания прямых солнечных лучей 5 лет/ в закрытой таре, не допускать попадания прямых солнечных лучей 5 лет/ в закрытой таре, не допускать попадания прямых солнечных лучей 5 лет/ в закрытой таре, не допускать попадания прямых солнечных лучей
Общая оценка (100%) отлично отлично отлично отлично
Маркировка (15%) хорошо хорошо хорошо удовл.
Упаковка (5%) отлично отлично хорошо отлично
Лабораторные исследования отлично отлично отлично отлично
Плотность, норма 1,065-1,085, г/см3 1,07 1,085 1,083 1,07
Температура замерзания, заявлено/ фактически, 0С -40 / -40 -40 / -58 -25 / -55 -40 / -40
Коррозионная активность по отношению: отлично отлично отлично отлично
медь отлично отлично отлично отлично
латунь отлично отлично отлично отлично
сталь отлично отлично отлично отлично
чугун отлично отлично хорошо хорошо
алюминий отлично отлично отлично хорошо
припой хорошо отлично отлично отлично
Пенообразование в норме в норме в норме в норме
объем пены, не более 30см3 21 24 15 22
стойкость пены, не более 3с 2,1 2,2 1,4 1,9
Набухание резины, не более 5% 2 1,5 2 2
Шкала оценок Результаты тестирования касаются только образцов, участвовавших в тесте. Мы не отслеживаем дальнейшие изменения продукта.
отлично 1) - марки расставлены по оценкам по убыванию, при совпадении оценок - по алфавиту
хорошо 2) - цены указаны на момент закупки образцов, октябрь 2006г. 
удовлетворительно 3) - привело к снижению оценки
плохо        
очень плохо        
"СПРАВОЧНИК ПОТРЕБИТЕЛЯ" (НИЦ НПЭ "ТЕСТ"), тест охлаждающих жидкостей ТОСОЛ, январь, 2007г.
 


Марка)1 Экспо-Хим KAZAN (BARS) Укравтохим
Наименование
(по данным производителя)
охлаждающая жидкость ОЖ-40 Тосол АЛ40 охлаждающая автожидкость  Тосол А-40М охлаждающая жидкость Тосол А-40М
Производитель ООО "Экспо-Хим", г.Рубижное ПП Любин, г. Харьков произведено для Укринвест индустрия, г. Харьков
Масса/Цена, грн)2 5кг/ 30,00 0,9кг/ 5кг/
Срок/ условия хранения 5 лет/ в закрытой таре 5 лет/ не указаны 3 года/ в закрытой таре, не допускать попадания прямых солнечных лучей
Общая оценка (100%) хорошо хорошо удовл.
Маркировка (15%) удовл. удовл. хорошо
Упаковка (5%) хорошо хорошо отлично
Лабораторные исследования хорошо хорошо удовл.
Плотность, норма 1,065-1,085, г/см3 1,075 1,07 1,065
Температура замерзания, заявлено/ фактически, 0С -30 / -41 -30 / -40 не указано/ -30)3
Коррозионная активность по отношению: хорошо хорошо хорошо
медь хорошо отлично отлично
латунь хорошо отлично хорошо
сталь хорошо отлично отлично
чугун хорошо хорошо хорошо
алюминий хорошо хорошо хорошо
припой хорошо хорошо хорошо
Пенообразование в норме в норме в норме
объем пены, не более 30см3 26 18 23
стойкость пены, не более 3с 2,5 1,6 2
Набухание резины, не более 5% 2 2 2
Шкала оценок Результаты тестирования касаются только образцов, участвовавших в тесте. Мы не отслеживаем дальнейшие изменения продукта.
отлично 1) - марки расставлены по оценкам по убыванию, при совпадении оценок - по алфавиту
хорошо 2) - цены указаны на момент закупки образцов, октябрь 2006г.
удовлетворительно 3) - привело к снижению оценки
плохо  
очень плохо      
Авторизация
Логин
Пароль
Войти
Запомнить меня
регистрация
Забыли пароль?

Базы в разработке




журнал без рекламы "Справочник Потребителя"

Полезные сайты
Законодательство Украины
Почтовые индексы
Курсы валют НБУ
Укрзализниця
Аэропорт Борисполь
Codex Alimentarius
Все о стоматологии
Разница во времени между городами
Перевод мер, весов и т.п.
Точное время
Часовые пояса
Промышленные Ассоциации и Союзы
Международный Совет по оливкам
Украинская Ассоциация Владельцев Оружия

SSL Certificate
Коллеги, друзья и партнеры
Copyright©НИЦНПЭ ТЕСТнаписать намперейти вверх
 
 
TopList